Родительская гипер-тревожность о здоровье малыша бывает столь же пагубна, как полное равнодушие к нему. Здесь равно опасно как придумать что-то несуществующее, так и пропустить маркёры явного неблагополучия. Особенно если речь идёт о состоянии нервной системы ребёнка.
По каким признакам родители могут заподозрить, что у сына или дочери действительно есть проблемы, и он отстаёт в развитии? Поговорим об этом с заведующей детским неврологическим отделением Новосибирской областной больницы, кандидатом медицинских наук Натальей Викторовной Ганиной.
Есть ли какие-то характерные признаки задержки развития?
- Прежде всего, хочу до всех донести важную мысль: медицина - наука неточная. Особенно раздел, который связан с нервной системой. Где именно то «золотое сечение», которое можно назвать нормой? Определить его очень сложно, поэтому норма условна даже для нас - профессионалов, не говоря о родителях. Последние оценивают своего малыша, просто сравнивая его с другими, а это не всегда точная оценка.
Например, кто-то считает, что ребёнок должен научиться сидеть в 6 месяцев. Это субъективное мнение. На самом деле возрастной диапазон для приобретения данного навыка очень широкий - от 6 до 10 месяцев. И когда малыш не сидит в полгода, а начинает садиться на пару месяцев позже, не нужно сразу подозревать задержку развития. Мы можем просто-напросто иметь дело с замедленностью перехода от одного приобретённого навыка к следующему. Такой вывод напрашивается, если ребёнок чуть позже «общепринятого» срока, но всё-таки научился сидеть, потом начал приподниматься на ножки, затем ходить. Перед нами однозначно норма, просто так называемая низкая, замедленная.
Задуматься о задержке развития имеет смысл в том случае, когда малыш научился сидеть, но не может встать. Научился стоять, но не идёт. И даже в этой ситуации определить, имеется ли патология, может только врач.
Вообще родителям сложнее всего ориентироваться в том, всё ли у детей в порядке с нервной системой, до достижения ими возраста 1 год. Поэтому я рекомендую регулярно посещать поликлинику в режиме диспансерного наблюдения.
Но ведь здорового ребёнка в поликлинике осматривает педиатр. Доктора этой специальности способны выявить задержку развития?
- Конечно, опытный педиатр увидит явные нарушения. У него есть так называемая «насмотренность», ведь участковый врач за годы работы вырастил уже не одно поколение детей.
К тому же действующий порядок наблюдения здорового ребёнка на первом году жизни предполагает, что его дважды осматривает невролог - в один месяц и в один год. Если родителей и участкового педиатра что-то серьёзно насторожит, малыша непременно дополнительно направят к неврологу.
В возрасте старше года на какие очевидные симптомы неврологического неблагополучия у детей нужно обращать внимание?
- Прежде чем ответить, хочу ещё раз предостеречь родителей от «зацикленности» на постоянном поиске каких-то отклонений у детей. Мамочки в разговорах друг с другом сравнивают своих малышей, и это напоминает соревнование, чей ребёнок быстрее и активнее развивается. «Проигравшие» начинают страдать и искать недуги, которых нет.
Итак, в период с одного до двух лет ребёнок приобретает, закрепляет и развивает самые обычные функции: способность к движению, артикулирование и связная речь. Никаких иных сложных задач перед нервной системой в этом возрасте нет. Помним, что чётко к какому-то конкретному месяцу жизни перечисленные умения не могут быть привязаны, у всех детей обучение происходит по-разному. Плюс-минус несколько месяцев - это не патология.
Как доктор с большим опытом советую родителям разрешать свои сомнения не в разговорах с подругами и уж точно не через интернет-ресурсы, а в беседе с врачом.