Новосибирская областная больница

Новости

Профсоюз: кулачный бой или искусство компромисса?

Сергей Алексеевич Борисов - уже многие годы бессменный лидер Профсоюзной организации Новосибирской областной клинической больницы. Ситуация удивительная сама по себе: как может человек с дипломатическим складом характера возглавлять общественную организацию, выросшую на революционной «закваске»? Вспомним, в каких социально-экономических условиях и с какими целями создавались первые в мире профсоюзы… Они создавались, чтобы отстаивать интересы рабочего класса, угнетаемого буржуазией, устраивая акции неповиновения. А тут - демонстрация искусства компромисса во всём его совершенстве.

- Сергей Алексеевич, многие люди, особенно молодые, не понимают, для чего в современном мире, где работника защищает Трудовой кодекс, нужна профсоюзная организация?
- По сути, профсоюзы являются посредниками и проводниками между работниками и государством. Других проводников и посредников между ними нет. Именно профсоюзная организация обеспечивает возможность транслировать запросы и предложения работников не только своему непосредственному работодателю, но и по вертикали вверх, поскольку ряд проблем невозможно решить на месте, они системные и нуждаются в принятии решений отраслевого или даже федерального уровня. В случае с медицинским работниками это уровень Минздрава России или Правительства России.
Вот яркий пример: когда разрабатывался федеральный закон о специальной оценке условий труда (СОУТ), в нём вообще не было предусмотрено никаких льгот для медицинских работников, которые имеют контакт с вредными факторами. Именно по настоянию Профсоюза медработников России в законе появились статьи о дополнительном отпуске для целого ряда категорий медицинских работников, имеющих контакты с биологическими факторами: для персонала отделений реанимации, бригад скорой помощи, сотрудников неонатальной службы.
Сегодня в Профсоюзе работников здравоохранения России состоят два миллиона человек. Это большая сила, с которой государство считается.
- А на уровне больницы, где не принимаются законы, какие конкретно интересы сотрудников отстаивает профсоюзная организация?
- Самые разные: занимается урегулированием всякого рода недоработок в системе оплаты труда, оказывает юридическую помощь сотрудникам, решает вопросы социальной поддержки, контролирует исполнение трудового законодательства не только в целом, но и в отношении каждого человека персонально.
- В традиционном представлении профсоюз всегда и по любому поводу должен быть против работодателя. Но как показывает опыт профсоюзной организации Новосибирской областной больницы, вовсе не обязательно находиться в «контрах» с администрацией для того, чтобы решать очень важные для коллектива вопросы по оплате труда, обеспечению безопасных условий работы, социальной поддержке.
- Когда в организации мир и порядок, работа профсоюза на самом деле незаметна. Мы не выходим на баррикады, не перекрываем дороги, не объявляем забастовки, а ежедневно в спокойном режиме конструктивно работаем с администрацией ГНОКБ над тем, чтобы материальное положение сотрудников становилось выше, условия труда были комфортными и безопасными, чтобы человек чувствовал себя на работе если не совсем как дома, то уж точно в дружественной атмосфере.
Важное уточнение: российское законодательство запрещает медикам проводить стачки и забастовки. Таким образом, искусство компромисса - фактически единственный легитимный инструмент, который остаётся в руках у профессионального союза медработников. Другое дело, не все умеют им пользоваться, кому-то из профсоюзных лидеров, называющих себя независимыми, действительно проще и, наверное, приятнее устраивать митинги протеста. Правда, пользы от протестов не видно. Умением договариваться можно достичь гораздо больше, чем силой, которая к тому же разрушает психологический климат в коллективе.
Честно говоря, были времена, когда и мы были близки к таким действиям. В середине и конце 1990-х годов людям по несколько месяцев не платили зарплату, и профсоюз медиков вынужден был «повышать голос». Но сегодня, когда таких проблем нет, а все другие решаются за столом переговоров, в крике просто нет необходимости.
- Меняются главные врачи Новосибирской областной больницы, а стиль общения профсоюза с администрацией учреждения остаётся традиционно дипломатичным. Как вам это удаётся?
- Скажу честно, не все главные врачи - а при мне их сменилось уже семь - были настроены на диалог с профсоюзом. Нынешний руководитель ГНОКБ Анатолий Васильевич Юданов – человек, который в буквальном смысле слова вырос в больнице. Он пришёл сюда, ещё будучи студентом, взрослел здесь как хирург, затем руководил отделением, был заместителем главного врача и теперь возглавляет крупнейшую региональную клинику за Уралом.
Не все из тех, кто занимал эту должность до него, были выходцами из больницы и не все так благожелательно и трепетно относились к коллективу, как относится Юданов. Это надо признать.
Тем не менее, со всеми приходилось садиться за стол переговоров и представлять мотивированное консолидированное мнение профсоюзной организации по тому или иному вопросу, в отношении того или иного решения администрации. Сегодня мы тоже можем вступать в спор с руководством больницы по содержанию Коллективного договора, отстаивая каждый своё мнение. Но ни одна из сторон никогда не занимает позицию непримиримости, потому что это тупиковый маршрут.
Одно из последних решений, принятое в результате такого обсуждения - дополнительные три дня к отпуску для ответственных хирургов. Это люди, которые, по сути, исполняют обязанности главного врача в нерабочее время и принимают как клинические, так и организационные решения. Ответственность - высочайшая. Профком обратился к руководству больницы с предложением установить дополнительную мотивацию для хирургов, чтобы они соглашались нести эту нагрузку.
Ещё одна категория сотрудников больницы, которым также установлены дополнительные дни к отпуску - сотрудники отделения плановой и экстренной консультативной помощи, которые проводят эвакуацию больных из районов в Областную больницу. Иногда это занимает сутки-двое-трое в зависимости от состояния пациента, состояния дорог, готовности авиационного транспорта к вылету. Простой и безопасной эту работу точно не назовёшь, поэтому три дополнительных дня к отпуску для них -справедливая мера поддержки.
- Какие ещё в Коллективном договоре Областной больницы есть положения, которых нет в других медицинских организациях?
- Таких положений много. В частности, десять лет назад мы договорились с руководством ГНОКБ и закрепили в Колдоговоре норму о том, что компенсируем в размере до 50% из профсоюзного бюджета и бюджета больницы затраты сотрудников на приобретение санаторных путёвок. В регионе только одно лечебное учреждение предоставляет своим работникам такую возможность - Областная больница.
А в 2022 году в Колдоговоре появился новый раздел из нескольких пунктов. Помимо дополнительных отпусков, о которых я уже сказал, в нём предусмотрен дополнительный оплачиваемый день к отпуску некурящим сотрудникам при отсутствии у них больничного листа. За год такой возможностью уже воспользовались 74 члена профсоюза.
Также дополнительный оплачиваемый отпуск на один день теперь предоставляется отцу при выписке жены и ребёнка из роддома, родителям при усыновлении ребёнка, родителям первоклашек на 1 сентября и родителям старшеклассников в день выпускного бала.
- Пожалуй, тема заработной платы - самая важная и болезненная для любого коллектива. Но коль скоро нынешняя отраслевая система оплаты труда в здравоохранении установила определённые правила распределения денег в трудовом коллективе, есть ли у профсоюза возможность как-то влиять на этот процесс?
- Нам бы очень хотелось, чтобы в отраслевую систему оплаты труда была на федеральном уровне внесена поправка, исключающая субъективизм при распределении средств, несмотря на то, что критерии оценки работы вроде бы определены. Нынешняя система оплаты труда учитывает количественные результаты труда, а должна, по-хорошему, учитывать также интенсивность труда и коэффициент сложности, интеллектуальные и психологические затраты медработника на выполнение той или иной работы.
Возможно, когда эту задачу поручат целиком и полностью информационной системе, машина выведет объективные цифры. Пока же избежать субъективизма в финансовой оценке труда сотрудников, к сожалению, не до конца удаётся.
Есть ещё одна странность в оплате труда медработников, требующая решения на самом высоком уровне: почему-то один и тот же объём оказанной медицинской помощи в разных регионах оценивается по-разному. Отсюда весьма существенная разница в зарплатах врачей и медсестёр в зависимости от территории.
- Тем не менее, в 2022 году почти в два раза сократилось число сотрудников, которые уволились из ГНОКБ именно потому, что были недовольны своей зарплатой. В этом есть заслуга профсоюза?
- На самом деле таков результат нашей совместной работы с руководством больницы. Для людей очень важно, чтобы правила начисления зарплаты были прозрачными. И если по каким-то объективным причинам размер зарплаты снижается, сотрудник должен быть об этом обязательно информирован заранее, чтобы для него это не стало неприятной неожиданностью. Такие правила мы оговорили с администрацией ГНОКБ и будем их придерживаться.
Хочу, чтобы коллеги знали: в минувшем году вместе с главным врачом и финансовой службой мы долго обсуждали, как увеличить зарплату, и нашли-таки возможность повысить окладную часть зарплаты на 10% всем медицинским работникам больницы. Дело в том, что появилось соответствующее Постановление губернатора Новосибирской области, однако субсидии под него не выделялись. И администрация больницы нашла выход из ситуации, согласовав его с региональным Минздравом и Фондом ОМС.
- По итогам минувшего года можно сравнить размер средней зарплаты в Областной больнице с другими лечебными учреждениями региона?
- Цифры говорят сами за себя. Средняя зарплата в здравоохранении РФ в 2022 году составляла 54 тысячи 856 рублей. В здравоохранении Новосибирской области - 51 тысячу 556 рублей. В ГНОКБ - 56 тысяч 141 рубль. И это не может не радовать. Причём, за первые месяцы 2023 года мы уже видим рост среднего размера оплаты труда в больнице, это значит, что она подрастает у каждого сотрудника.
Следующее крупное достижение: у нас в больнице доля основной, то есть гарантированной части заработной платы приближается к 70%, тогда как доля дополнительной части, то есть стимулирующих выплат, снижается. На мой взгляд, это очень важный фактор для привлечения на работу молодых специалистов, у которых ещё нет квалификационных категорий, учёных степеней, они пока не выполняют супер-сложных операций, к ним не идёт поток пациентов по платным услугам, то есть они могут рассчитывать в основном именно на основную - гарантированную - часть зарплаты. И то, что в нашей больнице она максимально высокая, очень хорошо для молодых медиков.
- Нельзя не отметить, что в 2022 году ни один человек не уволился из Областной больницы по причине конфликта с коллегами или с руководством. А входит ли в обязанности Профкома следить за психологическим климатом в большом коллективе, или же это целиком и полностью обязанность администрации?
- Профком очень большое внимание уделяет как раз этому аспекту. Ни в коем случае нельзя разделять, разрушать коллектив ссорами, интригами.
Действительно, измерять уровень конфликтности, находить её очаги и причины призваны специалисты в области менеджмента, а также клинические психологи. Что может профсоюз? Он формирует разного рода площадки для единения коллектива: спортивные соревнования, праздники, концерты, фестивали искусств. Честно говоря, меня удивляет, когда в трудовых коллективах организуют мероприятия «только для членов профсоюза», прямо по Ильфу и Петрову. Я, наоборот, считаю, что надо приглашать на организованные нами события всех работников больницы.
- Как вы думаете, у профсоюзов есть будущее?
- В Областной больнице - точно есть! Здесь молодой коллектив, 36% сотрудников ГНОКБ в возрасте до 35 лет. И вот пару лет назад у нас в профсоюзе сформировалось молодежное крыло. Ребята уже провели Молодежный фестиваль (МедFest), организовали обучающий курс «Стресс и конфликты». Они взяли на себя работу по профориентации в медицинских классах новосибирских школ. Проводят церемонию посвящения в профессию - называют это встраиванием в ДНК коллектива - для выпускников медуниверситета и медколледжа, которые приходят на работу в ГНОКБ.
Самое интересное, что наши молодые коллеги сами сорганизовались, без распоряжений сверху, это была их собственная инициатива. Если бы мы вмешались, придумали им название и формат деятельности, составили расписание заседаний, то есть сразу забюрократизировали эту работу, я думаю, всё сразу бы прекратилось. Сейчас главное не столько им помогать, сколько не мешать, чтобы не растерять энтузиазм молодых людей, которым не безразлична судьба больницы и её коллектива. А таких становится всё больше и больше.



Закрыть форму