Новосибирская областная больница

Новости

Поистине Заслуженный!

Указом Президента России от 16.06.2024 № 515 почётное звание «Заслуженный врач Российской Федерации» присвоено заведующему отделением реанимации и интенсивной терапии ожоговой травмы Новосибирской областной клинической больницы кандидату медицинских наук Игорю Юрьевичу Саматову.

Игорь Саматов работает в ГНОКБ тридцать лет - фактически с того дня, когда получил диплом врача. Он пришёл сюда в 1994 году молодым специалистом, в 2002 году возглавил отделение ожоговой реанимации и сегодня является признанным российским экспертом в области интенсивной терапии при тяжёлой ожоговой травме.        

Обычно в таких случаях говорят «как специалист, он вырос в Областной». Однако в ситуации с И.Ю. Саматовым справедливо будет сказать «больница росла вместе с ним». С именем Игоря Саматова связано развитие Новосибирского регионального ожогового центра - одного из самых мощных в стране как по уровню применяемых технологий, так и по результатам лечения пациентов с ожоговой травмой.

Искренне поздравляем коллегу, уважаемого врача и замечательного человека со столь высокой оценкой его труда!


Сегодня мы расскажем о том, как устроена в Новосибирской области служба комбустиологии, почему этот раздел медицины считается сложнейшим и насколько велик прогресс в лечении ожоговой травмы.  

Пожары сопровождают человечество на протяжении всей его истории. При этом комбустиология и интенсивная терапия при ожоговой травме  окончательно сформировались лишь к концу 20-го века. Но даже сегодня, хотя и разработано немало технологий спасения ожоговых больных, комбустиология остаётся едва ли не самым сложным разделом здравоохранения.  

- Каждый пациент в принципе индивидуален, а при ожоговой травме он особенно индивидуален. Даже когда мы задействуем все передовые и сложные технологии в лечении больных с одинаковым поражением поверхности тела, одного из них удаётся спасти, а другого нет. Включаются какие-то генетические особенности, мешающие организму справляться с болезнью, начинают работать его иммунологические особенности и тоже сопротивляются лечению. В случае с ожогами никогда нельзя заранее делать прогноз, здесь многое непредсказуемо. Это крайне сложная область медицины, и не все врачи готовы посвятить ей жизнь. Работа в ожоговом центре, особенно в реанимации - удел людей с очень крепкими нервами, - признаётся Игорь Юрьевич Саматов.      

Новосибирский областной ожоговый центр был создан в 1993 году. В настоящее время это один из лучших в России специализированных центров по оказанию помощи пациентам с ожоговой травмой. Показатель летальности в ожоговой реанимации ГНОКБ за тридцать лет снизился в три с лишним раза с 27% до 9%. Учитывая, насколько тяжёлые пациенты сюда поступают - с критическими и сверхкритическими ожогами, в состоянии ожогового шока, - это очень хорошее достижение.

Среди пациентов новосибирского ожогового центра есть такие, кто войдёт в историю отечественной комбустиологии. Они были спасены вопреки всем законам природы, это стало возможным исключительно благодаря опыту и таланту Игоря Саматова и его коллег.  

- Тридцать лет назад я пришёл сюда по окончании мединститута. Ожоговый центр работал первый год. Весь коллектив был из молодых специалистов. Нам пришлось многому учиться дополнительно. И мы продолжаем учиться даже сейчас, потому что хотим добиваться ещё более значительных результатов, - говорит руководитель ожоговой реанимации.  

В составе Новосибирского ожогового центра три подразделения: круглосуточный ожоговый травмпункт, отделение ожоговой хирургии, отделение ожоговой реанимации и интенсивной терапии. А главное - он находится в структуре крупнейшего многопрофильного стационара региона - Областной клинической больницы. В любой момент специалисты нужного профиля могут прийти на помощь комбустиологам. Такая модель организации помощи ожоговым пациентам, по мнению Игоря Саматова и его коллег, наиболее оптимальная. Между тем, более чем в 30 субъектах РФ до сих пор нет ни полноценных ожоговых центров, ни даже ожоговых отделений.  

- Там, где оказание комбустиологической помощи организовано именно           по принципу ожогового центра, значительно больше возможностей для проведения интенсивной терапии и раннего оказания хирургической помощи пострадавшем, - вступает в разговор заведующий ожоговым отделением ГНОКБ Дмитрий Анатольевич Панютин.

Все жители региона, пострадавшие от ожогов, лечатся в ожоговом центре. Не позднее, чем в течение трёх суток они должны быть доставлены в Новосибирскую областную больницу. Как быстро это произойдёт, зависит от исходного состояния пациента. Если человек в крайне тяжёлом состоянии, задача врачей районной больницы - стабилизировать его, чтобы транспортировка стала возможной. Как только это удаётся, за пострадавшим отправляется служба медицинской эвакуации ГНОКБ.    

Если расстояние от места нахождения пациента до Областной больницы более 100 км, в небо поднимают санитарный вертолёт. На меньшие расстояния едет реанимобиль.

- Хирургическое лечение ожоговой травмы начинается сразу же, как только пациент поступает в ожоговый центр. Даже если его помещают в отделение реанимации, медлить нельзя: необходимо обработать раны, удалить обожжённые ткани, закрыть оголённые участки тела, чтобы защитить их от инфекции. Ранние хирургические вмешательства в комбустиологии считаются операциями по жизненным показаниям. Нередко мы начинаем их выполнять сразу же, как только пациент выходит из состояния ожогового шока и реаниматологи дают нам разрешение, - рассказывает Д. Панютин.

Затем пациенту предстоит следущий уровень хирургического лечения - пересадка кожи. Она проводится, как правило, этапами, потому что у человека с большой площадью ожога может не оказаться на теле кожного лоскута нужного размера, который можно взять для замещения  дефекта целиком. В этом случае обожжённый участок закрывают фрагментами, постепенно. Кроме того, новосибирские хирурги используют в качестве альтернативы человеческой коже временные раневые покрытия. Среди них как синтетические, так и биологические (ксено-кожа).

Третий этап - хирургическая реабилитация пациента, которому спасли жизнь. При глубоких ожогах по мере заживления раны формируются рубцы и контрактуры, что затем ограничивает подвижность конечностей, искажает мимику лица. Задача хирургов - устранить такие последствия.

Перенести столько хирургических вмешательств невозможно без адекватного обезболивания и реанимации. По словам Игоря Саматова, особенность комбустиологии как раз в том и заключается, что здесь каждого пациента лечат вместе хирурги и анестезиологи-реаниматологи. Это уникальная модель организации работы в медицине.

В целом человек с ожоговой травмой проходит в Областной больнице весь комплекс реабилитации, включая терапевтическую и хирургическую. Он остаётся под наблюдением врачей ГНОКБ так долго, как это необходимо. А лечение может растягиваться на годы.


Закрыть форму