Новосибирская областная больница

Новости

К каждому пациенту нужен свой подход

Рубрика «85 лет Областной – пора и познакомиться»

Татьяна Николаевна Рейдер уже 20 лет руководит отделением кардиологии - пожалуй, самым непростым из всех отделений Новосибирской областной больницы. Непростым в плане того, какие пациенты проходят здесь лечение. Большинство из них - люди пожилого возраста, которые в свою очередь делятся на две категории: одни чересчур испуганы своей болезнью и потому очень тревожны; вторые же, напротив, не вполне понимают всю степень серьёзности болезней сердца. Чтобы лечение было результативным, к каждому из пациентов нужно найти свой подход, уверена заведующая отделением.

Мы говорим с Татьяной Николаевной о профессии врача и о том, как она меняет жизнь человека, который решил связать свою жизнь с медициной.

- Прежде всего, чем вас привлекла медицина?
- Честно говоря, я в детстве не мечтала стать врачом. Только ближе к окончанию школы сформировалось чёткое понимание, что хочется заниматься в жизни одной из главных профессий. Тогда в моём представлении таких профессий было три: инженер, учитель и врач. Все остальные занятия казались не столь значимыми. Как видите, выбор был невелик, но весьма разнообразен. В итоге приняла решение поступать в медицинский институт.

- Судя по серьёзности рассуждений, вы учились на пятёрки?
- Никогда не была отличницей. Просто учителя в школе были хорошие, могли разъяснить нам, что такое хорошо и что такое плохо.

- Вы с первого курса думали о кардиологии?
- И опять - нет. Сначала думала о гематологии. Гастроэнтерология тоже рассматривалась. В общем, хотелось заниматься терапией, при этом кардиология в перечне разделов терапии была не на первом месте. И только окончив институт, уже в интернатуре я заинтересовалась болезнями сердца и их лечением.

- Терапия - раздел, где ты долго, кропотливо занимаешься одним и тем же, прежде чем увидишь результат. Почему вы не выбрали одну из тех специальностей, которые связаны с быстрыми действиями, с принятием экстренных решений в экстремальных ситуациях?
- На самом деле в терапии экстрима больше, чем хирургии или акушерстве. В моём представлении, терапия сравнима с расследованием, порой даже с остросюжетным детективом в ходе постановки диагноза. И объём ответственности при принятии решений здесь значительно больше, ведь нас привлекают для диагностики и выбора тактики лечения и хирурги, и акушеры-гинекологи, и реаниматологи. Ты должен не только доказать оптимальность, но и оценить риски той или иной схемы терапии в каждом конкретном случае, включая экстренные ситуации.

К слову, таких ситуаций и в самой терапии очень много. Наше отделение занимается неотложной кардиологией, то есть лечением пациентов с инфарктом, острым коронарным синдромом и другими жизнеугрожающими состояниями. Здесь надо постоянно быть готовым к принятию экстренного решения.

- То есть кардиолог должен быть не только грамотным, но и смелым?
- Скажу так: грамотность даёт кардиологу возможность смело принимать ответственные решения. А чтобы быть грамотным специалистом, нужно непрерывно повышать уровень знаний. Это особенность нашей профессии - мы учимся постоянно.

- В отличие от хирургов и акушеров терапевты работают не руками, а исключительно головой. Но хоть что-то вы умеете делать, кроме как клинически мыслить?
- Ошибочно думать, будто терапевт - в чистом виде теоретик. Прежде всего, каждый будущий врач учится проводить сердечно-лёгочную реанимацию, ставить инъекции, выполнять внутривенную инфузию. Для кардиолога также важно уметь записать ЭКГ и оценить изменения, при эхокардиоскопии увидеть патологию, а, зайдя в рентгеноперационную, понимать, что в данный момент делают эндоваскулярные хирурги.

- Вы работаете в Областной больнице с 2004 года, и столько же лет возглавляете отделение. Как руководитель, вы строгая? Есть ли у вас собственные критерии отбора новых сотрудников?
- В плане отбора кандидатов на работу - да, я очень строгая. Человек, который хотел бы стать членом нашей команды, должен иметь высокий уровень знаний и умений, быть готовым принимать решения в экстренных ситуациях и ответственно выполнять ежедневную рутинную работу.

Мало, чтобы новый сотрудник был просто хорошим и добрым человеком, умел поддержать разговор за чаем. Важно, что он умеет делать и готов ли работать с полной самоотдачей. Бывает, приходит специалист, просит принять его на работу, и очень скоро сам уходит: чувствует, что ему тяжело. Неотложная кардиология - это нелёгкий труд, не все выдерживают.

- Не выдерживают общения с больными?
- Не только. Кто-то действительно не способен выстраивать коммуникации с пациентами. Кого-то утомляет выполнение рутинной работы. Кому-то не хватает знаний. Со своей стороны, я не могу контролировать каждый шаг каждого сотрудника и говорить всем, что и как делать. Они должны чувствовать больного, знать, как лечить ту или иную патологию, уметь выявлять и купировать осложнения. Те, кто не справляется, уходят. К счастью, такое бывает нечасто. В целом у нас сложившийся коллектив.

- Специфика кардиологии в том, что среди ваших пациентов в основном люди преклонного возраста. А с ними сложнее вести диалог. Как вы с этим справляетесь?
- К каждому из пациентов должен быть свой подход. Если перед тобой человек с высоким уровнем образования, способный уяснить сложную информацию, ты с ним составляешь беседу определённым образом.

Если же пациент в силу возраста и когнитивных расстройств не помнит, завтракал ли он сегодня утром, с ним надо разговаривать совсем по-другому. Медленно, простыми словами, очень мягким тоном даёшь самую доступную для него информацию. Может быть, нужно привлечь родственников или социальные службы, чтобы больной продолжал назначенное лечение после выписки из стационара.

- Ваши молодые коллеги готовы учиться выражать сочувствие пациенту? Или этому нельзя научиться, с этим необходимо родиться?
- Если ты по природе своей не способен ощущать такое чувство, как эмпатия, ты не окажешься в медицине. А если и окажешься, продержишься здесь недолго.

Способность понимать и сочувствовать - необходимое условие в работе врача. При этом вовсе не обязательно, чтобы твоя эмпатия доходила до уровня полного погружения во все жизненные проблемы всех твоих пациентов. Достаточно просто уважать в пациенте человека, в каждом случае понимать, с кем ты имеешь дело, и правильно выстраивать общение. Сопереживание необходимо, и всё-таки первостепенная задача для нас - помочь больному.

- В отделение неотложной кардиологии поступают самые тяжёлые пациенты. К сожалению, кому-то из них врачи помочь уже не могут, ведь медицина не всегда оказывается сильнее болезни. Сложно ли вам психологически справляться с тем, что не всех больных удаётся спасти?
- Чтобы сохранить своё здоровье как можно дольше, а не умирать с каждым пациентом, врач должен быть уверен, что он сделал всё возможное и необходимое, чтобы помочь больному, но…. Если же нет уверенности в том, что сделал всё правильно - тут недодумал, тут упустил - ты будешь постоянно себя корить и бояться следующего подобного случая. От этого будет хуже и тебе, и твоим пациентам. Работа в больнице начнёт представляться тебе сплошным негативом. А разве можно каждое утро идти на работу в ад?...

Возвращаюсь к тому, что уже сказано выше: нужно очень хорошо знать всё, что относится к твоей специальности. Эти знания позволят тебе быть уверенным в себе в любой сложной ситуации.

- Врачи справляются с психологическим напряжением по-разному. Один с парашютом прыгает, другой на горных лыжах катается, третий на мотоцикле гоняет. У вас в кабинете несколько горшков с орхидями: таков ваш способ релаксации?
- Цветы меня просто радуют, они красивые. А что касается переключения с одного занятия на другое для достижения психологического комфорта - это точно не о нашей профессии. Не бывает такого, что я подошла к цветочному горшку и ни о чём не думаю, работа где-то там осталась. Если только ты не в отпуске, возможности для переключения нет в принципе: мы на работе постоянно, даже когда уходим домой. Могут позвонить в любое время суток. Часто приходится консультировать коллег в районных больницах по телефону или ехать куда-то вместе со специалистами отделения плановой и экстренной консультативной помощи.

- 20 лет работать на одном месте - это не скучно? Один и тот же интерьер, один и тот же коллектив…
- Дело-то не в интерьере, а в душевном комфорте, который ты сам себе создаешь на работе. Если тебе здесь, в этой больнице, с этими людьми комфортно, то о какой скуке и желании что-то поменять может идти речь?

Тем более, что в течение всех этих лет характер, возможности и объём нашей работы постоянно меняется. Не было ангиографической установки - поставили. Открыли на базе Областной больницы региональный сосудистый центр, после чего поменялась маршрутизация больных в регионе и изменился контингент наших пациентов. Проводятся интересные клинические исследования. Одним словом, у нас никогда не бывает одной и той же работы. Она всё время разная.


Закрыть форму