препаратом блинатумомаб. Это одно из последних достижений мировой фармакологии, предложенное для лечения агрессивной формы рака крови, устойчивой к другим схемам терапии.
Впервые новосибирские детские онкогематологи начали применять этот препарат три года назад. С тех пор постоянно увеличивается число детей, которые получают такое лечение: если за 2023 год их было восемь, в 2024-м шесть, и вот теперь уже десять. Во всех случаях удалось достичь положительных результатов: опухолевый процесс прекратился, болезнь отступила.
- Особенность блинатумомаба в том, что он активирует собственный противоопухолевый иммунитет человеческого организма, а конкретно Т-лимфоциты. Эти клетки также называют Т-киллерами за их способность поражать клетки злокачественных опухолей. Молекула лекарства одной стороной связывается с опухолевой клеткой, а другой - с Т-лимфоцитом.
Таким образом, иммунная система пациента видит точную цель и получает сигнал к её уничтожению. Лекарства с таким механизмом действия - имеющие точную цель - называются таргетными, - говорит заведующий отделением детской онкологии и гематологии Новосибирской областной больницы, главный детский онколог Минздрава НСО Михаил Дмитриевич Пасечко.
Острый лимфобластный лейкоз - самое частое онкогематологическое заболевание у детей. Ежегодно в Областную больницу поступает от 26 до 29 маленьких пациентов с таким диагнозом. Почему же не всем из них показано лечение блинатумомабом?
Как пояснил доктор, таргетная терапия назначается пациентам, у которых все прочие варианты лечения либо не дали ожидаемого результата и есть признаки минимальной остаточной болезни, либо на другие препараты у них выраженная аллергия вплоть до полной их непереносимости. Этим детям назначают терапию блинатумомабом, других вариантов для них просто не существует.
- История лечения каждого пациента - это всегда эксклюзив. Не бывает двух абсолютно одинаковых случаев, даже если у больных один и тот же диагноз. Та схема лечения, которая даст быстрый положительный результат для одного пациента, может оказаться неэффективной для другого. Особенно когда речь идёт об онкологических заболеваниях. Опухоль - по сути, организм в организме, и она борется за собственное выживание так же отчаянно, как врачи борются за жизнь пациента, - пояснил Михаил Пасечко.
Терапия блинатумомабом дорогостоящая, как, впрочем, вообще любое лечение в онкологии. Одна ампула лекарства стоит 215 тысяч рублей, на один курс ребёнку надо 8-10 ампул, а таких курсов пациенту проводится не менее двух. Все расходы несёт государство: дети получают помощь по полису ОМС.