Новосибирская областная больница

Новости

Первый, маленький, мужественный


В отделении детской онкологии и гематологии Новосибирской областной клинической больницы завершил курс иммунотерапии первый пациент с нейробластомой, которому было проведено такое лечение.

В Областной больнице давно применяют иммунотерапию при лечении лейкозов и их рецидивов. Но впервые врачи использовали данную технологию при нейробластоме, а это совсем другая история. В отличие от рака крови нейробластома - это «твёрдая» злокачественная опухоль, которая формируется в нервной ткани и сильно разрастается, как правило, в брюшной или грудной полости. К огромному сожалению, обычно новообразование обнаруживается уже на поздних стадиях, потому что никак не проявляет себя, и чаще всего оказывается случайной находкой. На тот момент, когда у ребёнка появляются явные признаки болезни (например, заметно увеличивается живот, возникают боли), опухоль уже имеет большой объём.
В основном нейробластома появляется в раннем возрасте и обнаруживается у детей младше 5 лет.

- Перед тем, как начать работать по новому протоколу, наша команда - онколог, анестезиолог-реаниматолог и медсестра - прошла стажировку в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва. И всё равно, начиная первый курс иммунотерапии малышу с нейробластомой, мы очень волновались, - признаётся детский онколог Областной больницы Вероника Владиславовна Кутенкова.

Первым пациентом онкологов ГНОКБ, которому провели полный курс иммунотерапии по поводу нейробластомы, стал двухлетний мальчик. К моменту начала лечения в марте 2023 года малыш имел длительную историю диагностики, болезни, химиотерапии и хирургических вмешательств. По словам доктора Кутенковой, за свою небольшую жизнь ребёнок испытал много страданий, но мужественно перенёс неприятные ощущения, которыми сопровождается лечение рака.

Что же такое иммунотерапия при нейробластоме? Учёные разработали лекарственный препарат, который «обучен» реагировать на определённые рецепторы опухолевой клетки, расположенной именно в нервной ткани. Препарат в этом случае выполняет функцию иммунных клеток, то есть отыскивает в организме чужеродный белок и уничтожает его.

Как пояснила Вероника Кутенкова, у здоровых людей иммунитет работает без сбоев, но у онкологических больных защитные силы организма истощены. Когда иммунная система ослаблена и не в силах сама справиться с незваным гостем, на помощь ей приходит искусственно созданный защитный механизм в виде иммунотерапии. Её задача - помочь организму побороть опухолевые клетки. Уникальность иммунотерапии ещё и в том, что такой препарат способен распознать искомый рецептор даже в спящих клетках нейробластомы, которые зачастую не визуализируются при проведении КТ или МРТ, но могут в любой момент активироваться и дать рост новой опухоли. Увидеть «спящих» врагов и обезвредить их - гениальная способность иммунотерапевтических препаратов.  

Чем иммунотерапия отличается от химиотерапии? При «химии» лекарства  не направлены на конкретные клетки, происходит их воздействие на весь организм, чем и обусловлены осложнения у пациентов. Иммунотерапевтические препараты, как уже сказано, имеют точный адрес. В данном случае - клетки нейробластомы.

Иммунотерапия, как и химиотерапия, проводится несколькими курсами с интервалами на отдых и восстановление пациента. Особенность же лечения методом иммунотерапии заключается в том, что препарат вводится больному через инфузомат внутривенно медленно и непрерывно в течение десяти суток.

- Конечно, это создает дискомфорт маленьким пациентам, которым сложно сохранять малую подвижность в течение столь длительного времени. Но именно такой режим введения лекарства показал наилучшие результаты, - продолжает Вероника Кутенкова.

Первый пациент детских онкологов ГНОКБ с нейробластомой в октябре завершил пять курсов иммунотерапии. Он уже выписан из больницы, но остаётся под наблюдением врачей. Все, кто принимал участие в лечении малыша, очень-очень надеются на то, что у него всё будет хорошо.

Остаётся добавить, что это дорогостоящее лечение: полный курс иммунотерапии для данного пациента стоил 22 миллиона рублей. Расходы по приобретению препарата для детей с таким диагнозом в Российской Федерации оплачивает благотворительный фонд «Круг добра».




Закрыть форму