Новости
Кто сильнее – медицина или болезнь?
Очередная Сибирская конференция неврологов в этом году прошла под девизом «Аутоиммунные заболевания в неврологии: ранний старт - ключ к успеху». Почему именно такое многообещающее название? Расскажем.
Речь идёт об особой группе болезней нервной системы - тех, которые сопряжены с нарушением работы иммунной системы. По какой-то непонятной причине она вдруг начинает воспринимать нервные клетки организма как врагов и атакует их, пытаясь обезвредить, а в итоге разрушает.
Названия этих заболеваний у многих на слуху, они завораживающие и пугающие: рассеянный склероз, оптиконевромиелит, аутоиммунный энцефалит, миастения, демиелинизирующая полинейропатия. Даже тот факт, что страдают ими люди не так часто, как другими болезнями нервной системы, не делает проблему менее острой.
Дело в том, что нейроиммунологические заболевания чрезвычайно сложны, медицина может годами поддерживать больного человека, пытаясь не допустить инвалидизации или отсрочить её, но вылечить раз и навсегда пока не способна. Хочется верить, что именно «пока». К работам учёных-неврологов приковано внимание и врачей, и пациентов. А конференции, подобные этой, дают медикам новую информацию, благодаря которой те эффективнее помогают своим пациентам.
В этот раз специалисты от Калининграда до Сахалина собрались в Новосибирске, чтобы узнать, как правильно распознавать такие болезни, как и когда необходимо начинать их лечить. Слово «когда» в данном случае ключевое, ведь сказано же в названии форума «чем раньше - тем лучше».
Вот несколько ключевых выводов по итогам конференции, о которых нам рассказал заведующий Новосибирским областным центром рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний нервной системы Денис Сергеевич Коробко.
Первый. За двадцать лет с тех пор, как была создана классификация всех известных сегодня аутоиммунных заболеваний нервной системы, у медицины появилось много возможностей для их терапии. К настоящему времени разработаны специфические препараты для каждого из заболеваний, а когда-то все их лечили только гормонами.
Второй. Следует ли ждать дальнейшего роста заболеваемости аутоиммунными нейродегенеративными заболеваниями? К сожалению, оснований для оптимизма в этом плане нет, что хорошо видно на примере рассеянного склероза: если десять лет назад в Новосибирской области регистрировали до 100 случаев РС в год, к 2020 году их число выросло до 130, а в 2022 году зарегистрировано 167 новых случаев заболевания. В других регионах России картина схожая. И это реальный рост заболеваемости в человеческой популяции, а не обусловленный возможностями диагностики.
Третий. Эволюция диагностики и лечения рассеянного склероза очевидна. Однако все ждут революционного шага, и таким шагом может стать новый подход – ранняя терапия РС. Опубликованы данные международного исследования, в рамках которого пациентов начинали лечить ещё на доклинической стадии заболевания (при радиологически изолированном синдроме (РИС), когда очаги заболевания в головном мозге выявляются на снимках МРТ, но никаких проявлений болезни у человека ещё нет. Результаты исследования очень оптимистичные: раннее начало лечения на 82% снижает риск перехода доклинической стадии РС в клиническую. То есть болезнь не развивается. Неврологи ждут, когда этот протокол лечения будет включён в российские клинические рекомендации.
Четвёртый. Как правило, РИС или доклиническая стадия рассеянного склероза обнаруживается у человека случайно, когда он проходит МРТ-обследование головного мозга совершенно по другому поводу. Здесь огромное значение имеет квалификация лучевых диагностов. В ходе конференции говорили о том, что неврологи должны обучать лучевых диагностов настороженности в отношении очагов рассеянного склероза и умению отличать поражения нейронов от сосудистых аномалий.
Пятый. Свежие данные от учёных-генетиков: один конкретный ген, который обусловливает тот или иной вариант РС, не обнаружен, зато найдены различия в отдельных участках генотипа у пациентов с разными вариантами РС. Речь идёт о группе генов, которые регулируют метаболизм витамина D у пациентов с рассеянным склерозом. Данный вывод, во-первых, подтверждает теорию о том, что рассеянный склероз - заболевание с наследственной предрасположенностью. Во-вторых, он подтверждает связь между дефицитом витамина D и рассеянным склерозом.
Шестой в продолжение пятого. По мнению экспертов, необходимо организовать медико-генетическое консультирование семей, в которых есть больные рассеянным склерозом. Это позволит определить риски рождения детей с предрасположенностью к РС, быть более внимательными к ним впоследствии, как можно раньше выявлять болезнь и начинать её лечить. Кроме того, у детей, рождённых в таких семьях, нужно постоянно контролировать уровень витамина D и поддерживать его в норме.
Седьмой. В тематике «связь между инфекциями и аутоиммунными заболеваниями нервной системы» изменился объект внимания. Раньше в основном таким объектом был вирус герпеса, сейчас - коронавирус и корь.
Просматривается ассоциация между коревой инфекцией и случаями заболевания детей подострым склерозирующим панэнцефалитом, такие случаи в России уже зафиксированы. Кроме того, представлены убедительные подтверждения тому, что коронавирусная инфекция запускает в организме аутоиммунные процессы, которые становятся причиной ковид-ассоцированного миелита (поражения спинного мозга). А вот говорить о связи рассеянного склероза с COVID-19 пока нет оснований, чёткой ассоциации между той и другой болезнями не описано.
Восьмой. Нужно ли людям, больным рассеянным склерозом, вакцинироваться - важнейшая тема, поднятая неврологами. Денис Коробко и его коллеги однозначно рекомендуют проходить вакцинацию и от COVID-19, и от других инфекций тоже. Доказано: ни при РС, ни при прочих аутоиммунных нейродегенеративных заболеваниях инактивированные вакцины не провоцируют обострения, и тем более они не могут спровоцировать начало самой болезни нервной системы. Важно только, чтобы прививку ставили в период ремиссии, а не обострения неврологического заболевания.